Практика проведения аудита
Законодательство довольно сложно и комплексно в части необходимости проведения независимых аудиторских проверок. С одной стороны, решение о проведении аудита принимают сами предприниматели, чтобы убедиться в правильности ведения бухгалтерского и налогового учетов, а также в отсутствии несоответствий в отчетности и правомерности финансовых операций.
С другой стороны, аудит вменяется в обязанность, и даже предусмотрена административная ответственность за сокрытие, либо нарушение срока предоставления заключения независимого эксперта относительно финансово-хозяйственной деятельности компании. Многие пытаются найти логику, но поверхностное знание нормативно правовых актов уводит от понимания сути.
На самом деле, обязанность по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности вменяется не всем. Если внимательно читать Федеральный закон 307-ФЗ, то можно заметить установленные критерии обязательного аудита. То есть, там сказано, кто именно подлежит аудиторской проверке и обозначены сроки сдачи заключения. Но проблема в том, что сроки несколько вариативны и нет закрытого перечня компаний.
Сбивает с толку не только открытый перечень, но и другие пункты пятой статьи 307-ФЗ, подчеркивающие необходимость проведения аудита, с отсылкой на требования из других нормативных актов. Возникает откровенная путаница, из-за которой в итоге придется платить штраф. Как понять смысл законодательных хитросплетений? Случаи проведения аудита могут быть разные, поэтому мы рекомендуем не принимать интуитивные решения, а обратиться за консультацией к нашим юристам.
Если выяснится, что компания действительно подлежит обязательной проверке и есть основание проведения аудита, то окажем практическую помощь. Совет директоров, включая акционеров, должен принять решение о заключении договора об оказании аудиторских услуг, а мы подготовим приказ о проведении аудита.
Вся ответственность ложится на наших аудиторов, которые обязуются дать объективную оценку финансового состояния организации, исправить все несоответствия и вовремя отправить заключение в налоговый орган. Мы оказываем аудиторскую услугу почти 30 лет, и за это время помогли увеличить прибыль десяткам тысяч компаний. Каким образом?
Услуга не ограничивается предоставлением оценочных данных: наши эксперты выявляют негативные факторы, препятствующие увеличению прибыли и правомерно оптимизируют систему налоговых отчислений. Доход начинает расти за счет снижения платежей (или потенциальных штрафов и переплат) в госбюджет, так что оценка проведения аудита намного больше, чем формальность. Это выгодная инвестиция в бизнес с кратным показателем окупаемости.
Рассчитать стоимость услуги
Ответьте на 4 вопроса и узнайте стоимость услуги!
Кому аудит вменяется в обязанность
Обязательство проведения аудиторской проверки регулируется законодательством. Это необходимо для контроля налоговых отношений и администрирования деятельности предприятий социального значения. Если отталкиваться от критериев обязательного аудита, то общеустановленным является превышение годового дохода свыше 800 миллионов рублей, либо если, согласно бухгалтерскому балансу на конец года, стоимость активов переходит лимит 400 млн рублей.
Кому-то может показаться, раз утвердили приказ проведения бухгалтерского аудита, то будут анализироваться данные о прибыли, взятые из бухучета. Это неверное предположение, поскольку для компаний, работающих по ОСН (общая система налогообложения), налоговая прибыль также имеет большое значение.
Минфин разъясняет ситуацию, акцентируя следующий момент: если есть основание проведения аудита по одной причине, а по другой обязанность снимается, то компания должна осуществить аудиторскую проверку в любом случае.
Руководитель организации, равно как и бухгалтер, могут ориентироваться по размеру выручки за прошлый год, и если она превышает лимит, то есть веское основание обратиться к нашим юристам. То же самое с активами: сумма по балансу свыше 400 миллионов указывает на необходимость аудиторской проверки. Обязанность проведения обязательного аудита вменяется определенным категориям компаний:
- некоммерческие саморегулируемые объединения;
- открытые и закрытые акционерные общества;
- акционерные инвестиционные фонды;
- участники биржевых торгов, рынка ценных бумаг;
- букмекерские конторы, инициаторы азартных игр;
- негосударственные пенсионные фонды;
- микрофинансовые компании;
- страховые организации;
- потребительские кооперативы;
- строительные компании;
- общества взаимного страхования.
Это лишь часть компаний, подлежащих обязательной аудиторской проверке, а более развернутая информация представлена в других нормативно-правовых актах (статья 88 Федерального закона, статья 67.1 Гражданского кодекса РФ и др). После проведения аудита, результаты в виде независимой экспертной оценки финансового состояния вносятся в централизованные базы данных. Также прилагается доказательный документ о достоверности данных в предоставленной аудитором отчетности.
Кто освобождается от обязательного аудита
Недавно в законодательство были внесены изменения, которые нашли отражение в части обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности. Послабление получили закрытые акционерные общества, чей доход не превышает 800 миллионов рублей, а стоимость активов по балансу остается в пределах 400 миллионов рублей.
Между тем, открытые акционерные общества, как и все другие организации, имеют право проводить аудиторскую проверку по личной инициативе. Для них есть примечание: решение о проведении аудита принимает не председатель правления, а собрание акционеров, имеющих право голоса. Учитывается коллегиальное мнение относительно предстоящей процедуры.
Нужно ли проводить аудит, если нет обязательства
Руководители организаций, не попадающих под обязательную аудиторскую проверку, рискуют оказаться в невыгодном для себя положении, если откажутся от таковой. Практика проведения аудита показывает, что это мероприятие крайне необходимо для любой компании, ведь оно дает возможность объективно взглянуть на текущую финансовую ситуацию. Инициативнаяаудиторская проверка позволяет распознать ошибки в ведении учетов и вовремя исправить их.
Необходимость проведения аудита обоснована целесообразностью, так как помимо обязанности существует понятие "здравый смысл". Это профилактика от уменьшения прибыли, подозрения предпринимателя в совершении налоговых правонарушений со стороны ФНС. Полезная часть аудита в том, что узнав о слабых местах компании, можно устранить недостатки законными методами, которые применяют наши юристы.
Большинство предприятий ежегодно платят государству миллионы рублей, хотя оно от них этого не требует в таком объеме. Бухгалтеры думают, что все нормально, продолжают вести учет, не понимая тонкостей налогообложения. Компания захлебывается в перерасходах вместо того, чтобы развиваться, и виной тому является отказ от аудита. В этом случае о финансовом росте можно забыть.
Заключение инициативной проверки является внутренним документом организации, и отправлять его в ФНС не надо. Налоговая может запросить отдельные результаты аудита при назначении преференций или по другим причинам, когда требование пересекается с интересами компании. Это формальность, не входящая в категорию обязательств, ведь даже потенциальные инвесторы могут заинтересоваться в перспективности объекта вложений.
Оптимизация налоговой нагрузки, увеличение прибыли, получение вычетов, компенсация переплаченных средств - вот истинное основание проведения аудита. Если кратко, то аудиторская проверка нужна тем, кто хочет развивать свой бизнес и увеличивать доходы независимо от экономической ситуации в стране.