Налоги для филиала ООО
Расширение присутствия компании, помимо основных методов, происходит путем открытия офисов, филиалов и представительств, которые размещаются не по адресу нахождения и регистрации основного офиса. Удаленные подразделения оплачивают обязательные налоговые сборы и платежи по месту присутствия. При том, что на учете в региональных внебюджетных фондах, структурах налоговой зарегистрирован основной офис, а не отделение фирмы.
Главное об обособленных офисах компании
Обособленными можно назвать те подразделение компании, которые соответствуют ряду параметров (согласно действующему налоговому законодательству):
- физически подразделение не находится на одной территории с головным офисом, то есть, присутствует разница по территориальному параметру;
- присутствует более одного сотрудника в офисе, который является «физическим», функционирует не менее одного месяца.
Важный момент: удаленные подразделения фирмы, которые имеют любой правовый статус, не являются самостоятельными юр. лицами. Поэтому они не являются самостоятельными налогоплательщиками. Исключением считаются фирмы, которые выбрали для себя систему УСН. При этом каждый удаленный офис ООО должен в обязательном порядке вести учет (налоговый, а также о хоз. деятельности), регулярно сдавать отчетность.
Рассчитать стоимость услуги
Ответьте на 4 вопроса и узнайте стоимость услуги!
Полномочия подразделения компании
Полномочия определяются положением, утверждаемым учредителями или общим собранием участников ООО. В целом, подразделение может:
- Осуществлять все или часть функций головного ООО. Например, вести производственную деятельность, заключать договоры, открывать расчетные счета, вести кассовые операции, нанимать и увольнять сотрудников.
- Представлять интересы головного офиса. Например, участвовать в судебных делах, заключать сделки, выдавать доверенности.
- Открывать свои собственные филиалы и представительства.
Полномочия подразделения не могут быть шире полномочий головного ООО. Подразделение не является самостоятельным юридическим лицом. Руководитель действует на основании доверенности, выданной головным офисом.
В положении должна присутствовать такая информация:
- полное, сокращенное наименование;
- место нахождения;
- предмет деятельности;
- руководитель;
- полномочия руководителя филиала;
- порядок открытия, закрытия расчетных счетов;
- порядок ведения бухгалтерского учета, отчетности офиса;
- иные положения, которые учредители или общее собрание участников ООО посчитают необходимыми.
В идеале, нудно ознакомиться с положением о подразделении ООО, прежде чем вступать с ним в какие-то отношения. При необходимости можно запросить копии учредительных документов и доверенности, выданной его руководителю.
Главное о ведение бухгалтерского учета
При ведении бухучета подразделение юр. лица могут выбрать один из нескольких вариантов:
- Выделение на отдельный баланс. В этом случае предоставляется более точная информация о деятельности филиала и есть возможность оптимизации налогообложения. Основной минус – увеличение объема работ по ведению бухгалтерского учета.
- Ведение обособленного учета. Многие выбирают этот вариант, из-за простоты ведения бухучета. Хотя в документах содержится менее точная информация о деятельности подразделения.
При этом первичные документы составляются по месту совершения хозяйственных операций, а регистры бухгалтерского учета могут вестись, как по месту нахождения филиала, так и в головном офисе. Бухгалтерская отчетность составляется обособленным подразделением и включается в консолидированную бухгалтерскую отчетность головного ООО.
Также есть несколько других моментов, требующих внимания:
- Трансфертные цены. При совершении сделок между головным офисом и его филиалами, необходимо правильно определять трансфертные цены.
- Внутрихозяйственные расчеты. Они должны оформляться соответствующими документами.
- Валютный контроль. Если подразделение ведет деятельность за рубежом, необходимо соблюдать правила валютного контроля.
Лучше всего доверить ведение бухгалтерии, а также налоговой отчетности специалисту соответствующего профиля, который сможет гарантировать ее правильность, объективность, соответствие действующим законам. Так как несоблюдение требований законодательства может привести к штрафам, другим санкциям, например, административной или уголовной ответственности.
Системы налогообложения
Филиалы ООО, как и головные компании, могут выбрать один из следующих режимов налогообложения:
- Общая система налогообложения (ОСНО). Она подходит для крупного бизнеса, позволяет возмещать НДС, дает доступ к некоторым льготам. Из минусов можно выделить – максимальную налоговую нагрузку, сложную бухгалтерию, большее количество отчетности.
- Упрощенная система налогообложения (УСН). Из плюсов – сниженная налоговая нагрузка, простая бухгалтерия, меньше отчетности. Но и недостатки есть, например, ограничения по доходам, по численности сотрудников, плюс, не подходит для некоторых видов деятельности.
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В этом случае действует фиксированная сумма налога, которая не зависит от реального дохода. Но подходит этот вариант только для определенных видов деятельности, также есть ограничения по площади торгового зала/производственных помещений.
Выбор СНО – это комплексная задача, требующая детального анализа. Потому что этот шаг влияет на финансовую деятельность компании, объемы отчетности и налоговую нагрузку.
Выбор системы налогообложения зависит от многих факторов:
- Вид деятельности. Для некоторых видов деятельности УСН или ЕНВД недоступны. Помните, что на ОСНО можно возмещать НДС, что выгодно при высоких оборотах и закупках с НДС.
- Ожидаемый доход. При ОСНО можно возмещать НДС, что выгодно при высоких оборотах. При УСН максимально допустимый годовой доход – 200 млн рублей (с 2023 года), а при ЕНВД – фиксированная сумма налога, не зависит от реального дохода, хотя подходит лишь для узкого круга видов деятельности.
- Численность сотрудников. На УСН есть ограничения по количеству работников.
- Бухгалтерские ресурсы. ОСНО требует сложной бухгалтерии, УСН и ЕНВД проще.
- Планируемые расходы. УСН выгоднее, если расходы составляют более 60% от доходов (при объекте «Доходы минус расходы»).
- Инвестиционные планы. ОСНО открывает доступ к некоторым инвестиционным льготам.
- Платежи за рубеж. ОСНО дает возможность возмещать НДС по зарубежным покупкам.
Также нужно проанализировать системы налогообложения других филиалов в вашей сфере деятельности и проконсультироваться с финансовыми консультантами. Но помните, что филиалы не могут быть на разных системах налогообложения, как и головная компания.
Важно: изменение СНО возможно только с начала нового года. Необходимо уведомить налоговую инспекцию о выбранной системе налогообложения в течение 30 дней со дня регистрации филиала.
Ведение и подача отчетности
Филиал, как и головная компания, обязан вести бухгалтерский учет и сдавать налоговую отчетность. Бухгалтерский учет может вестись как силами самого филиала, так и с помощью аутсорсинга. Налоговая отчетность сдается в налоговую инспекцию по месту нахождения филиала. Говоря о налогах филиала ООО, то это:
- Налог на прибыль. Филиал уплачивает налог на прибыль в бюджет по месту нахождения головной компании.
- НДС. Если подразделение ведет деятельность в другом регионе, то НДС уплачивается по месту его фактического нахождения.
- Налог на имущество. Уплачивается по месту нахождения имущества подразделения.
В идеале, для ведения корректной отчетности и соблюдения всех требований законодательства рекомендуется обратиться к специалисту соответствующего профиля.
Налоговые платежи для филиалов
Система налогообложения по обособленным подразделениям имеет свои особенности, которые связаны с имеющимся у них правовым статусом, видами подлежащих к оплате налоговых платежей, отсутствием или наличием отдельного баланса и расчетного счета в банке.
При этом подразделения, которые не оформлены в виде филиала, могут выбрать для работы систему УСН. Но подобного права нет у самих организаций, которые имеют филиалы или представительства. Чтобы избежать конфликтов с инспекцией, связанных со статусов, а вместе с тем и обязательств структуры фирмы, удаленные территориально офисы не должны иметь слишком много полномочий, связанных с владением имуществом и прочими. Есть еще несколько важных моментов:
- в первичную документацию юр. лица не стоит включать упоминание обособленных подразделений;
- название структур не должны содержать понятия «филиал» или «представительство»;
- удаленный офис может работать на основании приказа директора фирмы (без создания отдельного положения о разделении прав);
- представители руководства удаленного офиса должны иметь ограниченные права.
Подразделения ведут учет отправленных и полученных счетов-фактур, покупок и продаж в виде разделов в книге учета, покупок и продажи. Вся эта информация (за каждый отчетный период) передается удаленными офисами в основной офис. Кассовый аппарат, который есть в подразделении фирмы, должен быть зарегистрирован ФНС по месту нахождения.
Так как иногда бывает сложно разобраться во всех особенностях оформления и ведения учета, подаче отчетов и регистрации обособленных подразделений или филиалов, предварительно лучше получить консультацию у профессионалов. Налоговые юристы и бухгалтера с опытом смогут ответить на все возникающие вопросы.