Подробный обзор налоговых рисков. Как ими управлять
Риск - понятие фигуральное, в основном связано с оценкой вероятности негативного поворота событий в результате действий, либо бездействий. Это гипотетическая угроза, которая легко перерастает в реальную, если не принять меры по ее устранению или минимизации. Бизнес всегда сопряжен с угрозой финансового краха, и чем сложнее организационная структура компании, тем больше опасений.
Риски бухгалтерского и налогового учета наиболее вредоносны, поскольку имеют скрытый характер и обусловлены внешними факторами возникновения. Частое изменение правотворческих норм и внесение поправок в существующее законодательство делают невозможным отследить тенденции налогообложения, и компания несет убытки из-за упущений в ходе ведения учетов.
Любое разногласие с ФНС ведет к увеличению налоговых рисков с рядом негативных последствий: штрафные санкции, доначисления, пени, блокировка счета, взыскание недоимок по сборам и др. Иногда дело доходит до уголовного преследования, если инспекция заподозрит крупное правонарушение. Избежать разногласий редко удается, потому что налоговый контроль усилился в несколько раз, инспекторы применяют автоматизированные системы выявления нарушений.
Рассчитать стоимость услуги
Ответьте на 4 вопроса и узнайте стоимость услуги!
Кто виноват?
Налоговые риски возникают даже без умышленных правонарушений или вообще без таковых. Дело в том, что ФНС заинтересована не только в своевременной уплате налогов, но и в ее размере. Это федеральная служба, наделенная широкими полномочиями для контроля налогоплательщиков. Поставленная перед инспекторами задача - максимальное пополнение госказны любыми законными методами.

Их проблема в том, что отчет по результатам налогового администрирования должен отражать показатели роста вливаемых в бюджет денег. Это подталкивает инспекторов отступать от правомерности, пересекая черту дозволенного. Так у предпринимателей образуются дополнительные сферы налогового риска несмотря на добросовестную уплату налогов.
Неправомерные доначисления нужно иметь в виду, однако не стоит списывать всю вину на налоговых органов. Часто, предприниматели сами дают повод ФНС провести выездную проверку, чтобы собрать достаточно доказательств для обвинения в уклонении от налогов. Риск проведения налоговой проверки происходит из-за лишней уверенности в безукоризненном ведении учетов и корректности составления отчетности.
Речь идет не о компетентности бухгалтера, а об изменениях в законодательстве, требующих качественную доработку бизнес-стратегии. Добавляется и человеческий фактор, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. На основании недостоверных данных отчетности управленец принимает губительные для компании решения, итогом которых становятся непреднамеренные правонарушения.
Что делать?
Выявление налоговых рисков дает возможность избежать их последствий, ведь, зная истинное положение дел, руководитель вовремя примет меры по укреплению слабых сторон компании. А как выявить риски? Для этого надо организовать внутренний контроль налоговых рисков на предприятии. Понадобится привлечение независимых экспертов, которые сначала проведут глубокий аудит бухгалтерской отчетности, а потом мероприятия по исправлению выявленных несоответствий и устранению причин возникновения налоговых рисков.
Мы занимаемся этим почти тридцати лет, так что у них большой опыт в проведении аудита. Заключив договор о налоговом сопровождении, берем на себя внутренний контроль предприятия, который подразумевает предотвращение конфликтов с ФНС в любом виде. Сопровождение включает в себя снижение налоговой нагрузки законными методами, уменьшение неоправданных издержек, применение региональных льгот для увеличения прибыли.
Провести качественный аудит своими силами предприниматели не могут, поскольку требуются юридические и налоговые знания на уровне эксперта. Чтобы выявить налоговые риски, надо не только разбираться в бухгалтерском учете, но и понимать суть нормативных трактовок, знать тонкости налогообложения, уметь реагировать на изменения в законодательстве. Также требуется конструктивное взаимодействие с ФНС, если в планах полное исключение налоговых рисков.
Категории налогового риска
В законодательстве не встречается термин "риски", но он используется в юридических кругах для обозначения угрозы финансовой стабильности. Само понятие налоговых рисков предполагает убытки, которые компания может понести в ближайшем будущем. Что касается классификации, она усложняется из-за многообразия признаков, указывающих на нерешенную проблему в части исчисления и уплаты налогов.
Ошибочно понимать под налоговым риском только реальные убытки в виде штрафов и доначислений. Упущенная прибыль также рассматривается юристами как угроза компании, особенно если она связана с применением невыгодной системы налогообложения или постоянной переплатой налогов. В этом случае не стоит рассчитывать на развитие бизнеса, он будет оставаться на плаву пока позволяет общая макроэкономическая ситуация.
Незначительные скачки валютного курса, рост инфляции, изменение налоговой ставки уведут баланс в глубокий минус. А отрицательный баланс говорит о неминуемом банкротстве, которое будет наказанием за халатное отношение к бизнесу. Но руководители не знают об этом и продолжают искать методы увеличения прибыли, немыслимые при сложившихся обстоятельствах.
Юристы разделяют всевозможные угрозы бизнесу на внутренние и внешние, чтобы классификация налоговых рисков указывала на причину их появления.


Внешние группы налоговых рисков не связаны с деятельностью компании и не зависят от управленческих решений:
- макроэкономические изменения;
- отмена льгот, преференций;
- повышение налоговой ставки;
- колебания курса валют;
- высокий уровень инфляции;
- политическая нестабильность.
Внутренние угрозы исходят от ответственных лиц компании и напрямую зависят от управленческих решений, а также от действий/бездействий руководителя, бухгалтера:
- невыгодная система налогообложения;
- слишком низкая или высокая налоговая нагрузка;
- ошибки в ведении бухгалтерского учета;
- неправильно составленная отчетность;
- запоздалая сдача деклараций;
- игнорирование требований ФНС;
- отсутствие контроля затрат;
- работа с сомнительными контрагентами;
- незаконное уменьшение налогооблагаемой базы.
Внутренний налоговый риск может возникнуть совершенно неожиданно, а если неуплата налогов по результатам выездной проверки превысит установленный лимит, то ФНС вправе передать дело в прокуратуру, где на ответственных лиц будет заведено уголовное дело.
Из этого следует, что каждая компания, во избежание проблем с ФНС, должна периодически заказывать независимый аудит. Для удобства лучше заключить с нами долгосрочный договор, и не думать о налоговых угрозах.
Ошибки при составлении договоров с контрагентами
Причины возникновения налоговых рисков очень разнообразны, взять хотя бы проведение коммерческих операций с контрагентами. На первый взгляд, не должно быть никаких опасений, если компания работает с проверенным партнером уже несколько лет. Но доверительность, как правило, снижает бдительность, и шаблонный договор не проверяется на безупречность. Контрагент может ошибиться при заполнении документа без злого умысла, но последствия будут малоприятные.
Налоговым риском является любая неточность в договоре между контрагентами, а это аккурат то, на что федеральная служба обращает особое внимание. Она может расценить ошибки как попытку ввести органы в заблуждение с целью уменьшить размер налога на прибыль. Никто не знает, как отреагирует ФНС, и повезет тем, чей договор признается недействительным. Тогда худшее, что последует, это переквалификация договора, а размер налога, соответственно, увеличится.
При заключении коммерческих договоров, сущность налоговых рисков заключается в сокрытии фактов нарушения от налоговых органов. Во время выездной проверки инспекторы поднимут все контракты за отчетный период, в большинстве из которых обязательно будут ошибки. Откуда такая уверенность? Мы уже говорили об автоматизированных системах обнаружения нарушений, которыми пользуются контролирующие органы.

Они выявляют недействительные договора еще в ходе камеральных проверок, но не торопятся сообщить об этом предпринимателю. Им нужно собрать как можно больше нарушений, чтобы максимально увеличить размер доначислений или штрафов.
Аналитика - гарант безопасности бизнеса
Где есть неопределенность, там могут возникнуть проблемы, поэтому управлять бизнесом вслепую подобно переходу автобана с завязанными глазами. Надо знать слабые стороны компании, какие налоговые риски уже существует, их последствия, и какова вероятность того, что конфликт с ФНС непременно будет. Очень часто предприниматели узнают о тягостных последствиях сделки уже после подписания договора, когда слишком поздно исправлять ситуацию.

Это к тому, что любая организация, независимо от размера и формы собственности нуждается в постоянном налоговом управлении. Не стоит рассматривать услугу юристов-аудиторов как дополнительную финансовую обузу, ведь эти расходы оправданны. Безопасность бизнеса должна стоять на первом месте, если есть заинтересованность в его благополучии и развитии.
Не только внутри компании скрыты источники угроз. Не следует забывать о том, что подстерегают и внешние налоговые риски, предугадать которые не представляется возможным. К примеру, долгосрочные экономические проекты целиком зависят от политической конъюнктуры, и никто не знает, когда отменят льготы или повысится ставка. Если повысится, то насколько.
Делать такие прогнозы могут только налоговые аналитики, у которых есть соответствующий инструментарий для планирования расходов и прибыли с учетом самых нежелательных обстоятельств. Статистический анализ и мониторинг текущих изменений в законодательстве позволяет в точности определить развитие событий. В то время как без помощи экспертов предпринимателям остается лишь гадать на кофейной гуще.
Оценка вероятности претензий со стороны ФНС
Все хозяйствующие субъекты находятся под контролем ФНС, значит, гипотетические угрозы есть по умолчанию. Вопрос в том, как избежать налоговых рисков и заниматься бизнесом без опасений. Идеальным решением будет создание на предприятии структуры внутренней координации налоговых рисков, что включает в себя привлечение экспертов для стабилизации и поддержания безопасной налоговой обстановки.
Между тем каждый руководитель должен знать основные критерии, по которым можно определить вероятность того, что у контролирующего органа есть основания для проведения выездной проверки. Небольшая подсказка: чтобы узнать о планах ФНС в отношении компании, надо думать как налоговые органы и поставить себя на их место. Важно иметь при этом условную отстраненность от бизнеса и не закрывать глаза ни на одну мелочь.
Поставить себе задачу, найти правонарушение со стороны собственной компании, даже если предположительно такого нет. Отметим, что у ФНС именно такая задача, а не в том, чтобы убедиться в правомерности действий налогоплательщика. Он для инспекторов просто жертва, которую нужно додавить без грамма жалости. Возникает встречный вопрос: а как они вычисляют жертву до проведения проверки? Не могут же они принимать рандомные решения.
Рандомные решения им невыгодны, поэтому сначала они вычисляют правонарушителей с помощью цифровых сервисов обнаружения, а потом применяют методы оценки налоговых рисков для достоверности. В основе методов лежит использование программного обеспечения, которое предлагает инспекторам критерии предпроверочного анализа. Почему бы предпринимателям не воспользоваться этими же критериями? Их всего 12.

Далее рассмотрим эти критерии и выясним, какие составляющие налогового риска подлежат анализу. Проблема в том, что руководителям компании, равно как и бухгалтерам, нелегко сохранять беспристрастность, поэтому они предпочитают привлекать независимых экспертов.
Критерии для анализа потенциальных рисков
Многие бизнесмены думают, что показатели налоговых рисков отображают абсолютное значение. Это не так, они лишь указывает на количество критериев, по которым налогоплательщика расценят как нарушителя. Чем больше пунктов, тем выше штрафы, но также имеет значение и вид правонарушения в котором собираются обвинить.

Если в результате собственного анализа выяснится, что компания соответствует хотя бы одному из нижеуказанных критериев, то нужно выходить из этого соответствия как можно быстрее.
Налоговым органам нужна любая зацепка, которая может послужить основанием для вторжения в дела организации. Высокий налоговый риск их привлекает больше, но это не значит, что они забудут о предприятиях с малым риском. Инспекторы составляют графики выездных проверок, сортируя нарушителей согласно приоритетам. За "легковесами" продолжат наблюдать, и когда число нарушений подрастет, непременно заявятся не с благими намерениями.
Почему число нарушений увеличится? Потому что, каждая ошибка в бухгалтерском учете дает повод считать ее умышленно совершенной, причем с целью искусственного уменьшения размера налогов. Время играет в пользу налоговых органов: растет сумма якобы не уплаченных налогов, а вместе с ней увеличивается размер доначислений, штрафа. Так что, высокий уровень налогового риска - результат упущенного времени.
Критерии, по которым ФНС определяет "кандидатов" для выездной проверки:
- Показатель налоговой нагрузки отклоняется от среднестатистической величины, характерной для хозяйствующих субъектов с аналогичной отраслевой принадлежностью. Под нагрузкой понимается соотношение уплаченного налога к чистой прибыли компании за отчетный период;
- Превышение расходов над прибылью в течение продолжительного времени, отраженное в бухгалтерском балансе. В этом случае ФНС может потребовать разъяснение ситуации, что вполне логично, однако запрашивать документацию для уточнения инспекция правомочна не всегда. Ограничения на запрос документации изложены в статье 88 Налогового кодекса РФ;
- Риск налогового вычета по НДС (налог на добавленную стоимость), когда сумма вычетов составляет 89% или выше, относительно годового размера начисленного НДС. Инспекторы сравнивают размер налога, указанного в декларации, со средним региональным показателем размера вычетов. Безопасный размер вычетов по НДС неодинаковый во всех регионах и периодически меняется. Наши юристы могут дать точную информацию на текущий момент;


- Затраты на деятельность хозяйствующего субъекта превышают доходы от конечной реализации, тем самым уменьшают налог на прибыль. При этих обстоятельствах инспекторы считают своим долгом разобраться, действительно ли деятельность компании нуждается в таких затратах или положение дел обусловлено применением незаконных схем;
- Месячная заработная плата работников предприятия ниже среднестатистического значения оплаты труда в этой отрасли по региону. Избежание налогового риска в части уровня заработной платы возможно при использовании разработанного нами калькулятора начисления трудовых вознаграждений;
- Частое приближение показателей компании, таких как прибыль, число работников, балансовая стоимость, к предельно допустимому значению для работающих на УСН (упрощенная система налогообложения). Опасным приближением считается 5% и меньше. Например, лимит прибыли на УСН равен 200 миллионов рублей, а в отчетности компании неоднократно отображается 198 миллионов;
- Незначительная разница между суммой расходов и доходов в течение года. Бухгалтер должен объяснить причину больших затрат, предоставив конкретные доказательства (повышение цен на сырье, дорогое обслуживание оборудования, падение спроса на продукцию и тд). Этот критерий помогает предпринимателям выявить внутренние и внешние налоговые риски, и подготовиться к проверке инспекторов.
- Отсутствие экономически обоснованной цели при заключении отдельных договоров с контрагентами. ФНС сразу обращает внимание на такие операции, так как видит в них аферу: искусственное увеличение цен для получения вычетов по налогу на добавленную стоимость.
- Халатное отношение к требованиям федеральной службы: игнорирование уведомлений о предоставлении пояснений относительно неточностей в отчетности, невыполнение прочих требований. Даже если запрос от ФНС противоречит закону, нужно отправить грамотный ответ с отказом на предоставление требуемой документации, ссылаясь на пункты нормативного акта. Не отвечать на запросы нельзя.
- Частое снятие компании с учета в одном подразделении ФНС и постановка на учет в другом. Миграция между инспекциями всегда вызывает подозрение, особенно, если это происходит больше двух раз в год.
- Показатель рентабельности организации слишком низкий по сравнению с характерным показателем для этого вида деятельности. Средний уровень рентабельности для каждой отрасли устанавливается исходя из данных Росстата, и во многом зависит от макроэкономических факторов. Это дезориентирует бухгалтеров, ведущих учет по привычным стандартам.
- Проведение незаконных коммерческих операций по принципам "серых схем", цель которых - неправомерное снижение размера налога. Сделки с фиктивными контрагентами, искусственное дробление бизнеса - прямое нарушение законодательства и самый высокий налоговый риск. Для инспекторов это "лакомый кусочек", а для предпринимателей полный крах и лишение имущества.

Можно ли управлять рисками?
Никто не хочет пострадать из-за налоговых недоразумений, но правда в том, что бизнес идет рука об руку с рисками недополучения прибыли или вовсе банкротства. Умение управлять вероятностью наступления плохих времен приходит не сразу и только к тем, кто умеет управлять страхом.
Страх нам нужен не для того, чтобы просто бояться, а для сохранения жизни. Налоговые и правовые риски снимают с руководителей "розовые очки", а в конечном счете помогают уберечь бизнес от краха, обеспечивают адаптацию к постоянно меняющимся условиям. Применяя методы анализа налоговых рисков, предприниматели управляют системой внутренних угроз, потому что заранее знают, что грозит компании, что с ней не так.
Мы советуем брать рычаги управления в свои руки, но делать это постепенно, обучаясь у наших экспертов в ходе их сопровождения. Они также научат анализировать внешние факторы налогового риска и использовать их с выгодой для себя.